Политическая культура: сущность, структура и функции.

Вовлечение социальныхгрупп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация существующих у них интересов осуществляется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Эти смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т.е. ценностно-нормативной системой, которой придерживается большинство населения.

Впервые термин «политическая культура» использовал в 17 в. немецкий просветитель И. Гердер (1744-1803). Объяснительные возможности политической культуры определяются многозначностью и многогранностью ее измерений.

Политическая культурапредставляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентации и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения.

Политическая культура составляет органическую часть общей культуры общества с ее характерными особенностями, ценностями, нормами поведения. В процессе обучения и накопления собственного опыта у людей складываются более или менее устойчивые, типичные для определенного общества образцы организации в отношении политической системы, ее институтов, других участников политического процесса, а также в отношении самих себя.

Понятие политической культуры фиксирует уровень и характер политических знаний, оценок и действий людей, а также содержание и качество духовных ценностей, традиций, норм, регулирующих политические отношения.

Сферой функционирования политической культуры является вся политическая жизнь общества, охватывающая все те общественные отношения, воззрения, виды деятельности, которые связаны с осуществлением власти и управления. Охватывая все сферы политической жизни, политическая культура включает в себя культуру политического сознания; культуру политического поведения отдельных лиц и социальных общностей; культуру функционирования существующих в рамках данной системы политических институтов и организаций. Политическая культура определяется как система исторически сложившихся, относительно устойчивых и воплощающих опыт предшествующих поколений установок, убеждений, представлений и моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса.Более сжатое определение:политическая культура –это совокупность политических знаний, убеждений и принципов, проявляющихся в способах и результатах политической деятельности людей.



В структуру политической культуры включаются, прежде всего, такие компоненты, как субъект и объект. Субъектом политической культуры может выступать как индивид с его установками, ценностями, предпочтениями, так и различные социальные группы: классы, нации, народности и т.д. На каждом из этих уровней субъект политической культуры – это носитель и хранитель определенных политических ценностей.

Объектом может выступать сама политическая система и ее отдельные компоненты: политический режим, политические институты, партии, организации и пр.Если структурировать политическую культуру индивида, то следует выделить, прежде всего, политические знания и убеждения.

Некоторые исследователи в структуру политической культуры включает политическое сознание, политические теории и доктрины. Эти духовные элементы политической культуры отражают достигнутый уровень политических отношений. Важнейшим элементом политической культуры общества является культура взаимоотношений политических учреждений с массами, которые аккумулируют и направляют волю и энергию социальных групп и классов на достижение поставленных политических целей.

Выделяется такой элемент политической культуры, как национальные государственные символы.Отмечается и такой элемент политической культуры, как политические традиции, представляющие собой нормы политической жизни, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в политической жизни общества в течение длительного времени.

Польский политолог Ежи Вятр в структуре политической культуры выделяет четыре основных компонента: 1) знания о политике, политической системе; 2) оценка политических явлений; 3) эмоциональная сторона политической позиции;4)«образцы» политического поведения Политическая культура выполняет следующие функции:

1) познавательную (обеспечивает накопление знаний о политике и политической системе и передачу политических знаний и опыта в обществе);

2) аксиологическую(формирует определенную систему политических ценностей, идеалов и норм, способствующих наряду с соответствующими знаниями становлению убеждений и рациональных действий субъектов политической деятельности);



3) воспитательную(способствует формированию целостной, политически грамотной, сознательно участвующей в политической жизни общества личности);

4) нормативно-регулирующую (обеспечивает упорядочение и регенерацию политических отношений на основе соответствующих предписаний и норм);

5) коммуникативную(служит обеспечению политического общения членов общества и трансформации индивидуальной политической культуры в групповую, групповой – в национальную, национальной – в общечеловеческую).

Американский политолог Г. Алмонд (род. 1911), написавший в 50-х годах в соавторстве с другим американским исследователем С. Вербой (род. 1917) книгу «Культура гражданина», рассматривал политическую культуру как психологический феномен, отмечая, что каждая политическая система включена в особый образец ориентации на политические действия, которые он счёл полезным назвать «политической культурой».По содержанию политические ориентации включают, как полагал Алмонд, три вида компонентов:

1) знания, полученные индивидом о политиках, политических институтах и партиях;

2) чувства, обуславливающие реакцию индивида, – чувства симпатии или антипатии, влечения или отвращения, восхищения или презрения;

3) ценности, верования, идеалы, идеологию.

Другая группа учёных, видя в политической культуре проявление нормативных требований (С. Вайт), совокупность типичных образцов поведения (Д. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум), считают, что это особый, субъективный специфический ракурс политики.

Наиболее последовательно такой подход выражается в понимании политической культуры как явления, базирующегося на ценностных, т.е. глубинных представлениях человека о политической власти, которые воплощаются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности.

Характеризуя, таким образом, неразрывную связь политических действий человека с поиском своих политических идеалов, политическая культура отражает только самые устойчивые и отличительные черты его поведения, не подверженные каким-либо стремительным изменениям под воздействием политической конъюнктуры. В силу этого политическая культура выражает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого поведения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфере политики. (И. Шапиро,П. Шаран). Усвоение политической культуры личностью происходит в ходе политической социализации.

Политическая социализация– это процесс, с помощью которого политическая культура передается, приобретается и изменяется. Это также и совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Иными словами, под политической социализацией понимается процесс обучения человека нормам, отношениям и поведению, предпочтительным для существующей политической системы.

Политическая социализация – это и вступление личности в политику: формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия, врастание в определенную политическую культуру. В рамках любой политической системы действуют специальные институты, целью которых является формирование определенного типа личности, в том числе политическая социализация; семья; школа и другие учебные заведения; формальные и неформальные социальные группы (коллеги, клубы, классы и т.п.); партии и политические организации; средства массовой информации и др.

Политическое участие рассматривается как вовлеченность членов данной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в процесс политико-властных отношений.

Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной) и опосредованной (представительской). Прямое участие имеет место в рамках небольших политических общин, где массы на собраниях принимают решения большинством голосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления.

Особой сложностью отличается стиль массового политического поведения граждан, поддерживаемый строением институтов власти, т.е. политическая культура общества в целом. Эта политическая культура, закрепляя нормы, стереотипы, приемы общения ипр., придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится интегрировать общество, обеспечить стабильность отношений элиты и электората. Там же, где люди отчуждены от власти и не имеют возможности руководствоваться значимыми для себя политическими ценностями и целями, как правило, возникает противоречие между официальной (институтами государства) политической культурой и теми ценностями (и соответствующими им формами поведения), на которые сориентировано большинство или значительная часть населения.

Однако в разных странах, и даже в тех, где нет существенных противоречий между официальной и реальной политической культурой, всегда существуют различия в степени признания иподдержки общественными группами и индивидами принятых в политической системе норм и традиций.

Строго говоря, политическая культура отличается также и от предполитического (протестарного) учения граждан в отношениях власти, основанного не на рациональных, а на иррациональных ориентирах, направленность которым задает круговая порука этноса, земляческая мифология, «единая кровь» своей общины.

Констатируя невозможность построения всех форм участия граждан в политике на образцах культуры, а также разную степень обусловленности институтов власти общепринятым ценностям, следует признать, что политическая культура способна сужать или же расширять зону своего реального существования.


4498101706164052.html
4498112478592052.html
    PR.RU™