Особенности развития таможенно-тарифного регулирования в Украине

Таможенно-тарифное регулирование в Украине начало развиваться с 1991 г. Правовой основой стал Закон Украины "О Едином таможенном тарифе", принятый 5 февраля 1992 г.

Период 1991 – 1993 гг. характеризуется достаточно либеральным внешнеторговым режимом. На большинство товарных позиций импортные тарифы были на уровне 0-10%. Только на незначительную часть товаров накладывалась ставка 15-30%, а максимальный уровень ставок составлял 50% (алкогольные и табачные изделия). Уровень ставок ввозной пошлины определялся в зависимости от степени обработки и экономической целесообразности ввоза того или иного товара. На товары, импортируемые из развивающихся стран, не накладывались пошлины, а на товары из промышленно развитых стран, с которыми Украина имела соглашение о РНС, налогообложение осуществлялось по льготным ставкам.

Постепенно начинает усиливаться ориентация таможенно-тарифного регулирования в поддержку развития экспорта.

Период 1994-1995 гг. характеризуется либеральной экспортной и импортной политикой. В 1994 г. количественные экспортные ограничения по многим видам товаров были отменены. Исключениями были товары, подлежащие "добровольным" экспортным ограничением в рамках международных соглашений (текстиль, сталь), а также некоторые стратегические товары, внесенные в список "специального" экспортного режима (сталь, уголь нефтепродукты, электроэнергия, драгоценные металлы и камни). В то же время ставки ввозной пошлины были значительно повышены в фискальных целях на высоколиквидную продукцию и подакцизные товары. Таким образом, механизм регулирования был направлен прежде всего на получение налоговых поступлений и лишь потом – на защиту национального производителя. Значительное количество льгот, предоставленных законодательством отдельным субъектам ВЭД, создали неодинаковые условия конкуренции на внутреннем рынке.

Снижаются ставки на энергоносители и сырье. Закладываются основы для проведения согласованной таможенно-тарифной политики: создается Таможенно-тарифный совет при Кабинете Министров Украины и принимается первое постановление по изменению ставок ввозной пошлины.

Начинает действовать режим свободной торговли с Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Период 1996-1998 гг. характеризуется протекционистской политикой защиты национального товаропроизводителя. Усиление протекционизма происходит наряду с мерами для изменения системы таможенно-тарифного регулирования в связи с переговорным процессом о вступлении Украины в ВТО. Отменяется национальная система преференций. Механизм тарифного регулирования направлен на защиту отечественного товаропроизводителя. Имеют место фискальные поступления от тарифов преимущественно за счет повышения ставок на импорт высоколиквидной на украинском рынке продукции (в основном подакцизные товары), а также за счет мероприятий связанных с определением таможенной стоимости, тарифной позиции и страны происхождения товара.



Для снабжения сырьем производственных потребностей вводятся минимальные ставки ввозной пошлины. На экспорт некоторых видов продукции вводится экспортная пошлина, которая имеет преимущественно запретительный характер (шерсть, шкуры животных, черные и цветные металлы и др.). Продолжают применяться льготы для отдельных категорий субъектов внешнеэкономической деятельности. Активно используется режим свободной торговли со странами СНГ и Балтии. В связи с ограниченностью мер тарифного регулирования (касаются около 30% импорта) и нетарифного регулирования постепенное преимущество отдается административным и техническим мерам.

Таким образом, Украина пришла к выводу о преждевременности либерализации внешней торговли и сделала ставку на политику протекционизма. Решающую роль в принятии такого решения сыграли два фактора: уменьшение емкости внутреннего рынка и резкое падение объемов национального производства.

В 1998-1999 гг. Украина начинает совершенствовать систему таможенно-тарифного регулирования в соответствии с нормами ВТО, поскольку еще с 1994 г. ведет переговоры о присоединении к ГАТТ и вступлении в ВТО. В 1996 г. Указом Президента Украины №255/96. была утверждена "Концепция трансформации таможенного тарифа Украины на 1996-2005 гг. в соответствии с системой ГАТТ/ВТО", которая определила основные принципы и направления постепенного снижения ставок ввозной пошлины в процессе переговоров о доступе на рынки товаров в рамках вступления Украины в ВТО.

Цель Концепции:

- интеграция экономики Украины в мировую рыночную систему;

- приведение товарной номенклатуры и уровня ставок ввозной пошлины к нормам и требованиям соглашений ВТО и Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;

- установление режима наибольшего содействия в сфере внешней торговли со странами-членами ВТО;

- обеспечение стабильного и прогнозируемого развития экономики Украины, привлечения иностранных инвестиций.

Конечная цель трансформации таможенного тарифа Украины - достижение средневзвешенного уровня ставки ввозной пошлины не более чем 14%.

Постепенно либерализуется импортный режим. Это, в частности, связано с необходимостью выполнять обязательства перед международными финансовыми организациями по либерализации внешнеторгового режима. Постепенно отменяется применение ставки минимальной таможенной стоимости. Существенно уменьшилось количество решений по изменению ставок ввозной пошлины. Принимаются решения, направленные на стимулирование внутреннего производства, то есть ставки пошлины снижались на сырье, повышались на готовую продукцию, аналоги которой выпускались в Украине. Были сниженные ставки импортной пошлины на значительную номенклатуру товаров текстильной промышленности в соответствии с обязательствами перед ЕС.

Готовится новый Единый таможенный тариф Украины на базе Украинской классификации товаров ВЭД. Создается законодательная база по присоединению к Конвенции по гармонизированной системе описания и кодирования товаров, оптимизируется тарифная номенклатура.

Структура видов ввозной пошлины характеризуется такими данными. До 1996 г. в Украине применялись только адвалорные ставки ввозных пошлин. С 1996р. начали применяться комбинированные (1,4% от общего количества ставок ввозных пошлин) и специфические ставки импортных пошлин (3%). Введение этих видов ставок было направлено на предотвращение снижения субъектами ВЭД таможенной стоимости товаров и сдерживанию ввоза низкокачественной продукции. Это способствовало поддержке отечественного товаропроизводителя и защите внутреннего рынка. В настоящее время основу ставок ввозной пошлины составляют адвалорные ставки (79,8%). Специфические и комбинированные ставки составляет соответственно 17,18 и 3,02% и применяются к некоторым товарам из разделов I-IV товарной номенклатуры Украины (Товарной классификационной схемы Единого таможенного тарифа) и подакцизных товаров.

Начиная с 2000 г., применяется политика селективного протекционизма.

В связи с возобновлением переговорного процесса о вступлении Украины в ВТО и переговорами с ЕС по уменьшению уровня ввозной пошлины на текстиль и одежду в 2000 г. был постепенно уменьшен общий уровень импортных тарифов. Размер максимальных ставок ввозной пошлины был уменьшен до 25%. Также были уменьшенные ставки импортной пошлины до уровня 0-17% на разнообразный ассортимент товаров и продукции легкой промышленности (средняя ставка равнялась 6,9%).

Были внесенные изменения в ставки ввозной пошлины на продукцию химической промышленности, отдельные виды сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней, товары широкого потребления, которые не изготовлялись или изготовлялись в недостаточном количестве в Украине. Уменьшилось количество подакцизных товаров. Начали использоваться антидемпинговые мероприятия.

К 2005 г. завершена трансформация тарифов по большинству товарных позиций. Около 18% действующих ставок достигают предельного уровня, установленного в Концепции, около 10% – превышают предельный уровень и около 72% – установлены ниже предельного уровня.

В 2006 г. продолжается тенденция к снижению уровня налогообложения товаров импортной пошлиной. Так, если в 2003 г. среднеарифметическая ставка ввозной пошлины по всей товарной номенклатуре составляла 10,55% (в 1998 г. – 12,74%), а средневзвешенная – 7,02%, то в 2006 г. среднеарифметическая связанная ставка равнялась 6,72%, а средневзвешенная – 5,68%. Сравнение среднеарифметических ставок импортного тарифа с аналогичными ставками развитых стран и крупнейших соседних государств говорят о высоком уровне принятых обязательств: США – 5,4%, ЕС – 6,4, Канада – 6,8, Япония – 6,9, Польша – 9,9, Россия – 10,5
[54, с. 139]. Приведенные данные свидетельствуют о трансформации торгового режима Украины от умеренного к открытому.

С отдельными странами Украина заключила соглашения о свободной торговле, а также соглашения о предоставлении режима наибольшего благоприятствования или национального режима.

Одним из инструментов регулирования структуры экспорта в Украине является вывозная пошлина. Она вводится с целью сокращения перечня товаров, экспорт которых подлежит нетарифному регулированию. Ставки вывозной пошлины, а также перечень товаров, подлежащих налогообложению, утверждаются Кабинетом Министров Украины. Согласно этому перечню, вывозной пошлиной облагаются: продукция животноводства и пищевой промышленности, продукция растительного происхождения и некоторые виды сырья и полезных ископаемых; существует запрет на экспорт лома черных металлов. Их ввод диктуется необходимостью преодоления значительных проблем в экономике.

От обложения вывозной пошлиной освобождаются товары, работы, услуги, которые предоставляются в рамках полученных субъектами предпринимательской деятельности экспортных квот, а также товары, полностью изготовленные из давальческого сырья, которое было предварительно импортировано.

В 2008 г. Украина вступила в ВТО и это предопределило определенные изменения во внешнеторговом режиме [www.me.gov.ua].

К главным обязательствам Украины как члена ВТО относятся:

- ценовой контроль. Правительство не имеет права устанавливать минимальные цены на импортные товары. Ценовая политика государства должна учитывать экспортные интересы стран-членов ВТО;

- внутреннее налогообложение. Запрещено дискриминационное налогообложение импортных товаров;

- интеллектуальная собственность. Украина обязана присоединиться и выполнять все условия Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС);

- санитарные и фитосанитарные ограничения импорта. Украина обязана присоединиться к международным соглашениям, запрещающих препятствовать ввозу мяса и мясопродуктов, при производстве которых использовались гормональные препараты;

- импортная пошлина. Снижение среднего размера пошлины на промышленные товары с 6,7 до 4,95%, сельскохозяйственную продукцию - с 21 до 10,66%;

- количественные ограничения импорта. Украина не может ограничивать квотами импорт продукции, не согласовав квотирования с ВТО. Отмена запрета на импорт автобусов, грузовиков, автомобилей возрастом свыше 8 лет;

- экспортные пошлины и ограничения. Снижение пошлины на семена масличных, лом черных металлов и цветных металлов, живой скот, кожу. Отмены запретов и ограничений на экспорт зерновых и лома цветных металлов. Отказ от минимальных экспортных цен;

- правила стандартизации. В Украине устанавливается приоритет международных стандартов перед национальными. Кроме того, до 2012 г. все технические стандарты должны быть приведены в соответствие с международными нормами.

Итак, в результате вступления Украины в ВТО, на определенные группы товаров (продукции, услуг) изменяются таможенные тарифы. Согласно с тарифными обязательствами Украины, снижение ставок ввозной пошлины предусматривается как на продовольственные, так и промышленные группы товаров. Средневзвешенная тарифная ставка по всей номенклатуре снизится с 7,02% до 5,09%. Среднеарифметическая действующая тарифная ставка по всей номенклатуре снизится с 6,51% до 6,28%.

С момента вступления в ВТО Украина получает такие преимущества:

- получение режима наибольшего благоприятствования в торговом пространстве всех стран-членов ВТО, то есть одновременное улучшение условий торговли со 151 страной мира, на долю которых приходится более 95% мировой торговли;

- снижение тарифных и нетарифных ограничений доступа украинских товаров на товарные рынки стран-членов ВТО;

- получение возможности защиты интересов украинских производителей согласно процедуре рассмотрения торговых споров ВТО;

- приобретение официального статуса в переговорном процессе по созданию зоны свободной торговли с ЕС;

- отмена квот на экспорт украинской продукции металлургии в ЕС;

- доступ к дешевым комплектующим, оборудованию и сырью;

- обеспечение недискриминационного транзита товаров и услуг.

В целом по экспертными оценками, вступление Украины в ВТО обусловит дополнительное повышение благосостояния населения на 3% и повысит динамику роста ВВП до 2%.

На сегодняшний день таможенно-тарифная политика отвечает требованиям членства Украины в ВТО, при этом она является взвешенной и направленной как на либерализацию внешней торговли и легализацию теневых потоков импорта, так и на защиту национального товаропроизводителя, а также на легализацию торговли и увеличение поступлений в Государственный бюджет.




4355366742259409.html
4355399757841285.html
    PR.RU™