Портретная характеристика

"Люди, как реки...", — писал Л.Н.Толстой. Художник, изображая своих героев, всегда оценивал их с помощью главного жизненного критерия — добра, нравственной чистоты, духовной связи с народом. Толстой стремился показать "диалектику души", т.е. внутреннее развитие человека. Конечно, не все персонажи романа показаны в развитии, а только те, кто способен, пройдя через страдания и душевные потрясения, измениться нравственно.

Писатель Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» явился создателем психологического портрета. Духовный мир человека интересует автора, и ему важно было передать динамику душевной жизни. Душевное состояние, несомненно, всегда динамично. Толстой-реалист, верный действительности, не может не показывать душевный мир человека в его движении. Внутренний мир человека Л.Толстой раскрывает через портрет.

Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» редко дает полную портретную характеристику своим героям. Так, и Пьер Безухов и Андрей Болконский – главные герои книги – получают при своем появлении в великосветской гостиной Анны Павловны достаточно краткое описание. Немногие внешние портретные черт Пьера («массивный», «толстый», «в очках», «стриженый») дополняются важной психологической характеристикой: «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд». Больше о Пьере ничего не сказано, но с этого момента образ его раскрывается через психологию, убеждения, поступки. Так, портретная характеристика, данная автором Пьеру, как нельзя лучше раскрывает его сложный внутренний мир, а «естественный взгляд» – это именно то, что отличает Безухова от светской «черни Столь же кратко, как и Пьер, представлен князь Андрей Болконский: «В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами".

В «Войне и мире», как и в других романах Толстого, жизнь человека, его судьба, является основной темой Толстого, при этом писатель особенно подчеркивает изменения, «переломы». В связи с этим различия между начальным и конечным этапами развития образа столь очевидны. Толстовские герои (Пьер, князь Андрей, Наташа) претерпевают значительные изменения: Болконский в гостиной Анны Павловны, скучающий и высокомерный офицер-аристократ, мечтающий о "Тулоне", и Болконский на Бородинском поле, командир пехотного полка, отказавшийся служить в штабе, друг Тимохина, воин, сознательно идущий на смерть во имя спасения Отечества. А между этими этапами множество «промежуточных звеньев», когда в человеке возникают новые взгляд и привычки, иногда совершенно меняя самого человека даже внешне. Вспомним «потухший, безжизненный» взгляд князя Андрея, который так поразил Пьера, когда он увидел своего друга после двухлетнего перерыва. Этот «потухший и безжизненный» взгляд свидетельствует о глубоких душевных страданиях Андрея Болконского, решившего «жить только для себя, не причиняя никому зла, избегая угрызений совести и болезней близких»: «Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол. Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь!» – говорит князь Андрей Пьеру Безухову, приехавшему навестить его в Богучарово. (портрет Болконского в Богучарово). Портретная характеристика князя Болконского, данная через восприятие Безухова, - зеркальное отражение того внутреннего перелома, который приведет к коренным изменениям всех его взглядов Приезд Пьера Безухова в Богучарово, разговор с ним на пароме многое изменят в духовном мире князя Андрея, а Пьер увидит не прежний, «потухший и безжизненный» взгляд своего друга, а взгляд, наполненный «светом, теплом, жизнью» (цитата; разговор на пароме; взгляд Болконского).



При описании внешнего облика действующих лиц, Толстой никогда не забывает показать их глаза, выражение глаз. Великий художник знает, что именно в выражении глаз сосредоточена высшая духовность или, напротив, бездуховность: «твердый» взор князя Андрея, «кроткие лучистые глаза» княжны Марьи, «тусклые рыбьи глаза» Каренина; необыкновенно блестящие, «полные избытком чего- то», глаза Анны Карениной; лицо и тело Позднышева в «Крейцеровой сонате» почти совсем не различаемы в темноте вагона: он весь – «один взор лихорадочно горящих глаз». Однако о глазах Наполеона Толстой как будто «забыл»: на всем протяжении романа «Война и мир» упоминается лишь раз, пожалуй, с равнодушием, о том, что у Наполеона «большие глаза» (он взглянул в лицо Балашева «своими большими глазами», к тому же у этих «больших глаз» нет ни «выражения», ни даже «цвета»). За этой «пустотой» и «бесцветностью», разумеется, нет души, нет места милосердию и состраданию. Улыбка же у Бонапарта «неприятно-притворная». Таким образом, создается неприглядный облик этого великого человека, которому нет никакого дела до «радостей и бедствий человеческих». Подобным же образом Толстой изображает представителей так называемого «большого света»: они относятся как раз к тем людям, которые претендуют на определенную роль не только в обществе, но и истории. Таков князь Василий Курагин, Толстой рисует его портрет: «…вошедший князь, в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица». В портрете больше всего внимания уделено внешнему, тому, что выявляет в человеке не личное и индивидуальное, а общесословное. Не означает ли отсутствие сугубо личных примет во внешности и внутреннего безличия? «Светлое выражение плоского лица» не может быть у человека духовного.



В романе Толстой особенное внимание уделяет женским портретам. Наташа Ростова и княжна Марья изображены в динамике своего духовного развития. Самый обаятельный женский образ романа — образ Наташи Ростовой. В начале произведения мы видим ее непосредственной, очень живой и подвижной девочкой (портрет; цитата: «некрасивая, но живая девочка…»), тонко чувствующей и понимающей добро и правду, красоту человека и природы, красоту музыки и танца. Затем мы видим ее влюбленной девушкой, красивой внешне и внутренне (портрет: Наташа в Отрадном, как ее видит князь Андрей; Наташа на балу); причем для писателя внешняя красота человека не столь важна, как его внутреннее, духовное богатство. Наконец, в эпилоге романа мы видим Наташу молодой женщиной, счастливой женой и матерью, готовой ради мужа и детей отказаться от светской жизни и даже от любимых занятий пением, чтобы целиком "раствориться" в жизни семейной (цитата: портрет Наташи в эпилоге). Главное качество Наташи — потребность в любви и красоте. Она не может жить без этого, и ее любовь приносит близким людям счастье. Богатый духовной мир и обаяние Наташи привлекают к ней внимание многих. Наташа выросла в нравственно чистой атмосфере дома Ростовых; она способна на высокое самопожертвование во имя любви и во имя других людей. Толстой, создавая портрет своей героини, постоянно обращает наше внимание на её глаза: ведь "глаза — это зеркало души". Выражение глаз Наташи бесконечно разнообразно: они "сияющие", "любопытные", "умоляющие", "внимательные, добрые" и т.д. В них отражается вся гамма чувств, вся сложная духовная жизнь героини. И наоборот, мы не видим глаз Элен. Очевидно, они красивы, как красива она сама, но в них не отражается душа Элен, потому что духовно Элен «мертва». По-видимому, совершенно не случайно, изображая Элен, писатель все время подчеркивает ее внешнюю красоту — ее красивые руки, плечи, спину. Но лицо "блестящей красавицы "никогда не оживляется искренним чувством; на нем навсегда застыла светская маска: мы видим "однообразно красивую" улыбку графини. Элен эгоистична, и это качество характерно для всей семьи Курагиных; каждый из них думает всегда и только о себе. Элен не способна на настоящую любовь и на самопожертвование; она вышла замуж за Пьера только ради денег и положения в обществе. Ее не интересуют духовные искания Пьера; она занимается устройством своего великосветского салона. Она даже не хочет иметь детей: они будут мешать ей вести светскую жизнь. Толстой противопоставил в романе светскую и семейную жизнь женщины; он считал, что семейная жизнь, воспитание детей для женщины гораздо важнее, чем ее положение в свете. Поэтому он с явной антипатией относится к Элен и ко всей семье Курагиных; не случайно Пьер говорит об Элен: "Где вы — там разврат, зло". Наташа же является для писателя не только любимой героиней, но и идеалом жены и матери. Толстой показывает духовную связь Наташи с народом. Она была способна понять душу народа, и это особенно ярко проявилось во время ее танца в доме у дядюшки (цитата – танец Наташи). Трудно себе представить, чтобы Элен исполняла народный танец!

Нравственно близка Наташе княжна Марья. Ее «большие, лучистые глаза» оживляли лицо и делали его прекрасным (портрет; описание княжны). «Лучистые глаза» княжны Марьи свидетельствуют о ее духовной красоте, богатом внутреннем мире. Именно эту красоту увидел и полюбил в Марье Николай Ростов. Способность к самоотречению и самопожертвованию — вот главное качество Марии Болконской.

Таким образом, портретная характеристика играет огромную роль в романе «Война и мир» и является прежде всего средством раскрытия духовного мира героев. Следовательно, у Толстого- писателя портретная характеристика – это не только художественное, но и нравственное понятие. Лев Николаевич Толстой, используя портрет необыкновенно тонко и разнообразно передает малейшие оттенки переживаний своих героев, так называемую «диалектику души».

Толстой в романе «Война и мир» стремился показать "диалектику души" своих героев, их сложный внутренний мир. Духовный мир человека Л.Толстой раскрывает через портрет.

В «Войне и мире», как и в других романах Толстого, жизнь человека, его судьба, является основной темой Толстого, при этом писатель особенно подчеркивает изменения духовные изменения, которые неизбежно влекут за собой изменения внешние Портрет князя Болконского, данный через восприятие Безухова, отражает внутреннее состояние, духовный разлад.

При описании внешнего облика персонажей, Толстой никогда не забывает показать их глаза. Писатель знает, что в выражении глаз отражена духовность: «твердый» взор князя Андрея, «кроткие лучистые глаза» княжны Марьи, «умный и внимательный» взгляд Пьера.

В романе Толстой огромное внимание уделяет женским портретам. Самый обаятельный женский образ романа — Наташа Ростова. В начале произведения мы видим ее непосредственной, очень живой и подвижной девочкой (портрет; цитата: «некрасивая, но живая девочка…»), тонко чувствующей и понимающей добро и правду, красоту человека и природы, красоту музыки и танца. Затем мы видим ее влюбленной девушкой, красивой внешне и внутренне (портрет: Наташа в Отрадном, как ее видит князь Андрей; Наташа на балу . Наконец, в эпилоге романа мы видим Наташу молодой женщиной, счастливой женой и матерью, готовой ради мужа и детей отказаться от светской жизни и даже от любимых занятий пением, чтобы целиком "раствориться" в жизни семейной (цитата: портрет Наташи в эпилоге).Наташа выросла в нравственно чистой атмосфере дома Ростовых; она способна на высокое самопожертвование во имя любви и во имя других людей. Толстой, создавая портрет своей героини, постоянно обращает наше внимание на её глаза По-видимому, совершенно не случайно, изображая Элен, писатель все время подчеркивает ее внешнюю красоту — ее красивые руки, плечи, спину. Но лицо "блестящей красавицы "никогда не оживляется искренним чувством; на нем навсегда застыла светская маска: мы видим "однообразно красивую" улыбку графини. В Элен все повторяется, все неизменно и постоянно, Она всегда «одинаково» красива. Даже улыбка на ее лице всегда одинаковая: «Она поднялась с тою же неизменяющейся улыбкой…»; она села перед виконтом «и освещала и его все тою же неизменною улыбкой». Для Толстого все это не нейтральные приметы, а знаки бездуховности.

Толстой сравнивает Элен с ее братом Ипполитом: «… у брата то же лицо было отуманено идиотизмом». Таким образом, сестра, при всей своей красоте ее лица и античной фигуры, в том, что касается собственно человеческих, нравственных ценностей, мало чем отличается от брата. Они в одинаковой мере самоуверенны и самодовольны, т.е. неподвижны духовно, внутренне застойны. Даже «идиотизм», которым было отуманено лицо Ипполита, бросает тень и на лицо его сестры. Элен эгоистична, и это качество характерно для всей семьи Курагиных; каждый из них думает всегда и только о себе.

Подобным образом представлена и Анна Павловна Шерер. Ее характерная примета – постоянство дел, слов, внутренних и внешних жестов, даже мыслей: «Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны …». За этой портретной характеристикой – авторская ирония и неприязнь. Портретная характеристика играет важную роль в романе «Война и мир», являясь средством раскрытия духовного мира героев. Благодаря портрету Толстой смог передать даже малейшие движения души своих героев.


4349206770549479.html
4349305244932797.html
    PR.RU™